Латинский язык
В истории латинского языка выделяют архаичный (до 3 в. до н.э.), классический (ранний – до 1 в. н.э. и поздний – до 3 в. н.э.) и постклассический периоды (приблизительно до 6 в. н.э.). Наибольшего расцвета латинская литература достигает к эпохе Цезаря и Августа (1 в. до н.э., так называемая «золотая латынь» Цицерона, Вергилия и Горация). Язык постклассического периода характеризуется заметными региональными различиями и постепенно (через стадию так называемой вульгарной, или народной латыни) распадается на отдельные романские наречия (в 8–9 вв. уже можно с уверенностью говорить о существовании ранних вариантов современных романских языков, отличие которых от письменной латыни полностью осознавалось современниками).
Хотя после 6 в. (т.е.
после распада Западной Римской империи) латинский язык в качестве живого
разговорного языка выходит из употребления и может считаться мертвым,
его роль в истории средневековой Западной Европы, где он долгое время
остается единственным письменным языком, оказывается исключительно
важной – не случайно все западноевропейские языки, кроме греческого,
используют алфавит на латинской основе; в настоящее время этот алфавит
распространился по всему земному шару. В эпоху Возрождения интерес к
классическому латинскому языку даже возрастает, и вплоть до конца 17 в.
он продолжает служить основным языком европейской науки, дипломатии и
церкви. На латинском языке писали при дворе Карла Великого и в папской
канцелярии, им пользовались св. Фома Аквинский и Петрарка, Эразм
Роттердамский и Коперник, Лейбниц и Спиноза, он звучал в старейших
европейских университетах, объединяя выходцев из разных стран – от Праги
до Болоньи, от Ирландии до Испании; лишь в новейший период европейской
истории эта объединительная и культурная роль постепенно переходит
сначала к французскому, а затем к английскому языку, ставшему в
современную эпоху одним из так называемых «мировых языков». В странах
романской речи католическая церковь окончательно отказывается от
богослужений на латинском языке только в 20 в., но они сохраняются,
например, у католиков галликанского обряда.
Классический период характеризуется стремительным расцветом художественной литературы и публицистики: канон нормативного прозаического языка (на который ориентировались все последующие поколения) был создан в творчестве таких авторов, как оратор, публицист и философ Марк Туллий Цицерон и Гай Юлий Цезарь, оставивший исторические записки о своих завоеваниях; канон поэтического языка – в творчестве таких авторов, как лирики Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Альбий Тибулл, эпики Публий Вергилий Марон, Публий Овидий Назон (чье лирическое наследие также значительно) и др.; их произведения – неотъемлемая часть мировой литературы, знакомство с которыми составляет основу современного гуманитарного «классического образования». Важную роль играет также историческая и естественно-научная проза таких авторов, как Гай Саллюстий Крисп, Корнелий Непот, Тит Ливий, Марк Теренций Варрон.
Поздний классический период характеризуется также появлением большого количества философской и научной прозы; в это время писали историки Гай Корнелий Тацит и Гай Светоний Транквилл, естествоиспытатель Гай Плиний Цецилий Секунд Старший, философ Луций Анней Сенека и мн. др.В постклассический период особое значение приобретает деятельность христианских авторов, из которых наиболее известны Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, Софроний Евсевий Иероним (святой Иероним, выполнивший в конце 4 в. и первый латинский перевод Библии), Децим Аврелий Августин (блаженный Августин).